По тому, какое забытое или запретное искусство вспоминает новая эпоха, можно понять, что она ищет, какое искусство она хочет, какое искусство ей нужно. Эпоха Возрождения открыла античный мрамор не потому, что ее терзала археологическая любознательность, но потому, что она отвергала средневековое искусство и средневековую концепцию.
Пристально и доверчиво всматривается художник в стоящий перед ним шумящий сверкающий мир. Мир показывает всевидящему художнику удивительные неожиданности. Широко раскрытыми глазами смотрит художник на неожиданности мира, обретающие в его душе гармонию и единство формы. Зорким глазом смотрит художник на то, что делается в мире, что нужно людям, что не нужно, что следует делать, что не следует. Художник показывает людям то, мимо чего они проходят, не замечая. Художник – это человек, которому есть что сказать людям. Но художник никогда не говорит прямо и просто. Его задача – говорить об одном через другое, связывать явления, систематизировать мир. Художник ищет соответствие и единство его частей, «в соответствии находятся прямом все краски, голоса и запахи земные» (Бодлер).
Авторитетный исследователь мирового искусства Эрнст Гомбрих приходит к выводу, что ко второй половине двадцатого века искусство как цельное явление закончилось, произошел процесс фрагментации и остались лишь отдельные художники. Поэтому о том, какие тенденции станут преобладающими в ближайшем будущем, мы можем строить предположения только на примере творчества конкретных художников.
Основной вид творчества Вячеслава Михайловича Давыдова – рисунок. Рисующий художник сегодня редкость, а ведь рисунок, как отмечал П. П. Чистяков, мужская часть искусства. Рисовать то, что тебе приходит в голову, так же естественно, как пахать землю. Это, по утверждению философа Г. Гурджиева, и есть объективное искусство. К такому объективному искусству можно с полным основанием отнести экспонируемые на выставке работы Давыдова. Построение пространства, композиция – все проявляет нормальную академическую школу, которую он прошел. Предмет в пространстве – сквозной мотив его творчества. Предметы выстраиваются в определенной последовательности. Они уравновешиваются в пространстве картины, а линии подчиняются особому музыкальному ритму. Поэтому закономерны и оправданны музыкальные термины в названиях работ. Предметы в его работах находятся не столько в состоянии покоя и гармонии, сколько в состоянии равновесия и напряжения. От них исходит тихий и ясный звук. «Чистота порядка» – так называл такой гармонический строй Даниил Хармс.
Искусство Давыдова – это выражение индивидуальных импульсов художника, то есть не только общекультурное действие, но и проявление закрытой, внутренней субъективной сущности. Особенностью его художественного мышления является система логического, интеллектуального построения и анализа. Работы художника оставляют впечатление подлинности, искренности, ясности. Кто-то точно назвал этот стиль домашним рисованием. Стиль домашнего рисования получил распространение еще в середине девятнадцатого века. Рисовать непрерывно, в любых обстоятельствах, не выпуская ни на мгновение карандаша из рук – это и означало быть художником. Соответственно и набросок, и этюд выступали как завершенный жанр определенной художественной культуры. В России этот жанр был представлен полно и хорошо. Домашнее рисование от Серова и Репина плавно перешло к Борису Григорьеву, Василию Яковлеву и др. Еще в двадцатые годы сохранялась школа этого виртуозного мастерства. Например, у Куприянова, Бруни-старшего, Митурича-отца. Эту традицию русской реалистической школы рисования наследует Давыдов. С другой стороны, его творчество следует, на мой взгляд, отнести к особой экзистенциональной деятельности, когда результаты рисования возникают как бы сами собой на бумаге, не соотносясь ни с какой школой, ни с каким «Гранд-артом», ни с какой известной или канонизированной формой.
Композиционное решение работы «Мир вам» вызывает реминисценции с знаменитым рисунком Леонардо да Винчи «Vitruvion Man» (канон пропорций). Мужская фигура здесь – не фрагмент мира, а символ всего мира.
Изобразительный язык Вячеслава Михайловича Давыдова одновременно внешне прост, благодаря виртуозной технике, и изысканно ясен.
Какое искусство актуально сегодня? Сегодня, когда в искусстве много подделок, имитаций подлинности или, как это назвал Бодрийар, симулякров, искусство остро нуждается в искренности и честности художника. Еще в начале двадцатого века Марк Шагал говорил: «Искренность и честность – наша гарантия». Этому императиву следует в своем творчестве В. М. Давыдов.
Григорий КЛИМОВИЦКИЙ, искусствовед